Советы о том, как правильно реагировать на слезы ребенка, ведь слишком часто раздраженно-категоричное: «прекрати плакать!» дает обратный эффект.
Мы не любим детских слез, а уж подавно и истерик. Но что если в этот момент дети делают что-то важное для их психики? Ведь плач — это их врожденная защитная реакция. Взрослые могут сбросить напряжение тем же плачем или смехом, дрожью в теле, вспышкой гнева. Мы это делаем редко, потому что нас с детства учили подавлять в себе такие реакции. Для того, чтобы дети учились управлять своими чувствами, мы не должны требовать: «Прекрати плакать!», а поддержать и успокоить ребенка, тем самым устанавливая с ним более тесный и глубокий психологический контакт. Вот как это можно сделать.
Общие успокаивающие фразы
* Я с тобой
* Я понимаю, как ты расстроен/-а
* Да, это очень тяжело, зайка
* Я буду рядом, пока тебе грустно
* Я никуда не уйду
* Ты в безопасности
* Самое главное для меня — быть сейчас рядом с тобой
* Мне так жалко, что ты потерял/-а игрушку (что твой друг сказал…, что у тебя упало мороженое)
* Я тебя слышу, солнышко
Конкретизируем причины плача
* Ты так хотел/-а эту игрушку (мороженое, чтобы папа остался дома, пойти в парк)
* Эта собака (ребенок, поездка, как я повысила голос) напугала тебя
* Давай еще раз посмотрим, где болит
Удерживаем ситуацию в рамках (и слушаем возражения)
* Я не могу разрешить тебе пойти на праздник (ударить в ответ, играть моими очками)
* Тебе нужно обуться (закончить домашнее задание, сесть в машину)
Напоминаем, что ситуация может улучшиться
* Я дам тебе еще конфетку, в следующий раз, скоро
* Я знаю, что ты с этим справишься
* Мама скоро вернется
* Я уверена, что ты все же можешь весело провести время
* Все в порядке с этой футболкой, тебе в ней хорошо
* Так как сейчас не будет всегда
Чего делать не надо:
* Развешивать ярлыки на эмоции: «Я вижу, ты злишься!»
* Отвлекать ребенка от его эмоций: «А давай пойдем и посмотрим, что там папа делает?»
* Спешить исправить ситуацию: «Ну пошли уже, я куплю тебе это мороженое!»
* Рационализировать: «Ну, мороженое ты ел/-а уже вчера»
* Стыдить и заставлять молчать: «Что это за вой ты здесь разводишь?»
* Наказывать и угрожать: «Если ты сейчас же не прекратишь, мы пойдем домой!»
|